Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Доступная среда

Ключевым ориентиром современной системы образования является создание специальных условий для развития и самореализации каждого ребенка. С 2011 года в РФ стартовала широкомасштабная государственная программа "Доступная среда",  цель которой – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г.  №419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Росийской Федерации по вопросам солиальной защиты инвалидов в связи ратификацией Конвенции о правах инвалидов"

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. №599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности"

Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 9.11.2015 г. №1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"

Государственная программа "Доступная среда" на 2010-2020 гг. принята по поручению Президента РФ

Цель программы:

- формирование условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

- совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы

Задачи программы: 

- оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; 

- повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; 

- устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами; 

- модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы; 

- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам. 

 

Инклюзивное образование - это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений. 

Цель инклюзивного образования ДОУ: создание в ДОУ безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников. 

Задачи инклюзивного образования:

1. Создать  условия для  совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками  в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам;

2. Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ;

3. Способствовать формированию  у всех участников образовательного процесса толерантного  отношения  к проблемам детей с особыми образовательными потребностями. 

Программа «Доступная среда» обеспечивает 

- создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;

- реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.

Ожидаемые результаты:

1. Позитивный эффект для уровня качества образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;

2. Обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, викторинах различного уровня;

3. Реабилитация и сохранение физического и психического здоровья воспитанников.

 

Одной из основных функций ФГОС дошкольного образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

В настоящее время в системе образования особое внимание уделяется созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Программа «Доступная среда» обеспечивает

- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

- осуществляет индивидуально ориентированную медико-социальную и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;

- даёт возможность освоить детям с ОВЗ образовательную программу ДОУ;

- обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении

Сведения о специально оборудованных учебных кабинетах для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

В МАДОУ имеется 3 групповых комнаты для детей с ОВЗ. 1 группа для детей с расстройством аутистического спектра и 2 группы (логопедические) для детей с тяжелыми нарушениями речи. В группах предметно-развивающая среда создана с учетом возрастных особенностей детей. В каждой возрастной группе образовательная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную, коммуникативную др. деятельность. Среда групп регулярно пополняется современным игровым оборудованием.

Сведения о наличии объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МАДОУ имеется 2 музыкальных зала, 2 физкультурных зала, бассейн, 2 логопедических кабинета, кабинет педагога-психолога/сенсорная комната. Данные объекты оснащенные необходимым оборудованием и пособиями для организации совместной деятельности педагогов с воспитанниками, в том числе с детьми с ОВЗ, с детьми – инвалидами

Сведения о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 В МАДОУ функционирует буккросинг, где книги размещены в свободном доступе.

Сведения об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Физкультурные залы, футбольное поле, волейбольная площадка, площадки для подвижных игр, спортивные уголки.

Сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Кабинеты учителей-логопедов содержат:

- материалы и игры по темам;

- зеркало с лампой дополнительного освещения;

-комплект зондов для постановки звуков;

-картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;

- логопедические альбомы для обследования;

- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;

-настольно-печатные дидактические игры;

-схемы, алгоритмы, мнемотаблицы;

-метотодическая. дидактическая, справочная и художественная литература.

Кабинет педагога психолога/сенсорная комната:

 - цветовой песочный стол;

- настенный бизиборд;

 - сухой душ;

 - пуф для релаксации;

 - зеркальный уголок с воздушно-пузырьковой колонной «Настроение»;

 - зеркальный шар с подсветкой;

 - настенный модуль «Солнышко»

Сведения об обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья

Имеется кнопка-вызова персонала для инвалидов, пандус

Сведения о специальных условиях питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с Уставом МАДОУ "ЦРР - детский сад № 123 "Планета детства" г. Саратова установлено пятиразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин), в соответствии с основным меню.

Сведения о специальных условиях охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Медицинское обслуживание обеспечивается штатным медицинским персоналом: медицинскими сестрами, в том числе медицинской сестрой по бассейну.

Медицинский персонал наряду с администрацией и педагогическим коллективом несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, строгое соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, качества питания.

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Адаптация официального сайта МАДОУ "ЦРР - детский сад № 123 "Планета детства" г. Саратова для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих)

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Самостоятельный доступ воспитанников к сети Интернет, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья исключён.

Сведения о наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Телевизоры, мультимедийный и интерактивный комплекс (проектор, экран), нетбуки, интерактивная песочница, интерактивный стол.